photo-1457694716743-eb419114c894

ЛЮБОВЬ И КОВАРСТВО

У немецкого поэта-романтика Фридриха Шиллера есть классическая драма с патетическим названием «Коварство и любовь». Как часто бывает, она стала материалом для многочисленных пародий. Скажем, у Зощенко есть серия юмористических сценок, в котором заголовок Шиллера оказался перевернутым. Но жизнь подчас преподносит истории, перед которыми меркнет любой вымысел. И в моей адвокатской практике был случай, на основе которого, пожалуй, можно было бы поставить пьесу не хуже, чем у Шиллера.

Прежде чем начать рассказывать об этом случае, я хочу выразить свою симпатию всем героям этого повествования. Из этических соображений их имена и фамилии заменены на вымышленные.

Это далеко не глупые и неординарные люди. По-моему, только с ними могли произойти описанные ниже события.

Итак, в 2008 году ко мне обратился за помощью Александр Пименов. Клиент рассказал, что совершенно случайно узнал о том, что его жена, Кристина Панова, развелась с ним без его ведома. Удивлению Александра не было предела. Действительно, может ли жена развестись, не ставя об этом в известность мужа?

Для понимания дальнейших юридических коллизий, важно представлять себе характер отношений между Александром и Кристиной. Он — умный и энергичный молодой человек, строящий успешный бизнес, привыкший добиваться любых целей, которые ставит перед собой. И вот одной из этих целей, по-видимому, и оказалась Кристина. Несмотря на то, что Кристина не испытывала каких-либо чувств к поклоннику, он все же долго и настойчиво ухаживал за ней. Наконец, в 2002 году они зарегистрировали брак. Вряд ли этот шаг со стороны невесты был обусловлен романтизмом. Лично мне этот брак представляется как коммерческая сделка, поскольку Пименов сразу же переписал на молодую жену половину большого земельного участка, который купил еще до свадьбы. Затем он построил роскошный загородный дом, половина которого также досталась Кристине. Так сразу после свадьбы она стала богатой женщиной. Александр помогал и родителям своей супруги, помог им купить дом в соседнем поселке, чтобы они чаще могли видеться с дочерью. Сама Кристина очень долго не хотела иметь детей, но в конце концов Александр сумел настоять на своем, добившись очередной «цели», и у них родился сын Петр.

Несколько забегая вперед, наряду с изложением этой истории, приведу пару мыслей что называется о морали, описываемых страстей. Личные отношения между людьми зачастую сложнее, чем бизнес. В них не всегда стоит добиваться своих целей любой ценой, эта тонкая материя не поддается методам корпоративного управления. Подлинное семейное счастье, где царят взаимные любовь и уважение, нельзя создать при помощи манипуляции или давления, так как пытался наш герой. И для того, чтобы счастье стало возможным, желания обоих супругов должны совпадать. Наша история является наглядной иллюстрацией этого несложного тезиса: один очень хочет, а другой пытается «захотеть» но у него не получается и все же он/она по каким-то причинам (в данном случае видимо руководствуясь материальной выгодой) вступает в брачные отношения. В подобной модели возможны два пути, либо ужасный конец – расставание, либо ужас без конца – жить под одной крышей… Кристина, оказавшись барышней решительной и расчетливой, обладая уже не малым богатством, пошла на разрыв брачных отношений как раз в тот момент, когда это было по ее мнению своевременно.

Вернемся к тому, о чем мне рассказал Александр. Перед расторжением брака его жена уже какое-то время не жила в их загородном доме. Мой клиент понимал, что у нее появился другой мужчина, но надеялся на то, что Кристина вернется. Надежда, как мы знаем, оказалась тщетной. Но уход Кристины — это только начало истории.

— Я уверен, что пока мы жили вместе, она вытягивала из меня деньги, — продолжал Александр. — Например, мы строим дом, а она говорит: дизайнеры попросили за свои услуги 150 тысяч долларов. Я эти деньги даю, потому что она моя жена, я хочу ей верить и не проверяю ее. А уже после развода я начал все анализировать, сравнивать факты. Так вот, скажем, из тех 150 тысяч Кристина заплатила за услуги дизайнеров 30 тысяч, а остальное оставила себе. И это, как легко догадаться, не единственный случай.

Моя первая задача в этом деле, как адвоката, состояла в том, чтобы узнать, был ли брак действительно расторгнут. Помощники обзвонили московские суды, в которых при соблюдении правил территориальной подсудности могло оказаться гражданское дело, и в одном из них, действительно, обнаруживается соответствующее решение. То есть суд по заявлению Кристины вынес заочное решение о расторжении брака. Это возможно в тех случаях, когда одна из сторон не явилась в судебное заседание, но не возражает против заочного рассмотрения дела. Кристина наняла адвоката, бывшего судью, который сумел изловчиться, «найти подход» и получить это решение. Жена моего клиента, таким образом, уже несколько месяцев считала себя разведенной и при этом ничего не рассказывала Александру.

Когда мы получили с Александром эту информацию, то пришли к следующему выводу. Кристина собиралась на «накопленные» во время совместной жизни средства приобрести на свое имя имущество, а именно — роскошную квартиру в центре Москвы. Понимая при этом, что если эта недвижимость будет приобретена после развода, она не будет подлежать разделу с бывшим мужем. Мы проанализировали эту ситуацию, и клиент сформулировал свою первоначальную цель: «Я хочу, чтобы вопрос о расторжении нашего брака решался с учетом моего мнения, а не за моей спиной, а это заочное решение должно быть отменено», — заявил Александр.

Эта задача оказалось несложной. Заочное решение суда отменяется в том случае, если сторона, которая не участвовала в его вынесении, заявляет о своем несогласии в течение десяти дней с того момента, как ей стало о нем известно. Так что, хотя развод состоялся в июне 2008 года, а узнали мы о нем спустя два месяца, в августе, мы обжаловали его в установленный законом срок. В заявлении об отмене заочного решения я перечислил несколько причин для его отмены: во-первых, Александр не был надлежащим образом уведомлен о подаче его женой искового заявления, и, соответственно, не мог лично присутствовать в суде или прислать представителя, а во-вторых, суд не разрешил ряд вопросов, связанных с разделом имущества и местом проживания несовершеннолетнего ребенка.

Судья, расторгший брак, был вынужден отменить свое решение и назначить новое слушание. В этот момент Александр уточняет нашу задачу: мы не просто расторгаем брак, наша тактика состоит в максимальном затягивании бракоразводного процесса. Потому что по его «оперативным данным», Кристина уже вошла в крупную сделку по покупке квартиры, и, разумеется, на его деньги. Пименов хотел, чтобы эта сделка была завершена, пока Кристина оставалась его женой. И с этим мы тоже справились: затягивание процесса в интересах клиента удалось на славу.

Был установлен своеобразный рекорд: рассмотрение самого обычного иска о расторжении брака, не обремененного сложными спорами о ребенке и разделе имущества, занял у нас 9 месяцев. Конечно, в эти сроки уместились несколько обжалований и повторных рассмотрений. Но за счет чего это было сделано?

Когда я начал изучать материалы дела о расторжении брака, сформировавшиеся в результате первого заочного рассмотрения, то обнаружил интересную деталь. В свидетельстве о заключении брака, приложенном к исковому заявлению, было указано, что в 2002 году жене, т.е. Пановой Кристине, была присвоена фамилия Пименова. То есть Кристина взяла фамилию мужа в порядке, определенном Федеральном законом «Об актах гражданского состояния». Но при этом само исковое заявление о расторжении брака в 2008 году было подписано гражданкой Пановой. Кристина, таким образом, продолжала использовать свою девичью фамилию. Однако в соответствии с положением закона «О паспорте гражданина Российской Федерации» после вступления в брак гражданка Панова была обязана в течение 30 дней произвести замену своего паспорта на новый. В соответствии с этим же законом паспорт гражданина является основным документом, удостоверяющим его личность на территории России. Незамененный же паспорт следует считать недействительным.

Исходя из этого, я сделал домашнюю заготовку. В первый же день повторных слушаний по бракоразводному процессу Александра и Кристины я заявил ходатайство об оставлении ее искового заявления без рассмотрения. На том основании, что оно подписано неустановленным лицом! Ведь при предъявлении этого иска Кристиной был представлен недействительный паспорт.

По большому счету это был блеф. Однако судья оказался повержен: в состоянии глубокого изумления он несколько раз перечитал закон о паспорте и… удовлетворил мое ходатайство. Иск Пановой остается без рассмотрения. Как ни возмущался ее адвокат, умевший, как он думал, «решать вопросы» — это не имело никакого эффекта. Бывшие судьи, ушедшие в адвокатуру, часто теряют чувство реальности, сохраняя в зале судебных заседаний прежние замашки. Наблюдать это довольно забавно.

Драгоценное время было выиграно. А дальше в процессе началась чехарда. Новая жалоба адвоката Пановой отменила решение судьи об оставлении иска без рассмотрения. Затем судья счел возможным расторгнуть брак задним числом, указав при этом неправильную дату. Мы вновь обжалуем это решение, и развод опять отменяется. В итоге, лишь в январе 2009 года, в суде второй инстанции выносится окончательное решение – брак наконец-то расторгнут. Поставленная моим доверителем задача по затягиванию судебного процесса была выполнена. И, кстати, именно в этот период Кристина заканчивает сделку по покупке квартиры, став собственницей.

Важно оговориться, что в законе существует положение, согласно которому при разделе имущества супругов учитывается, вели ли они в момент его приобретения совместное хозяйство. В том случае, если фактическое прекращение отношений состоялось раньше приобретения спорного имущества, то оно может быть признано не подлежащим разделу. Я, конечно, знал об этом положении закона, однако наша цель состояла в том, чтобы при помощи затягивания процесса расторжения брака как минимум получить дополнительные козыри для последующих исков. Затянув время, мы получили новые аргументы на тот случай, если Кристина откажется разделить все имущество справедливым образом.

На протяжении всего периода тяжбы Александр подробно рассказывал мне о своей жизни, об изменах Кристины. По его словам, он прощал ее, потому что надеялся на то, что она «перебесится», — в конце концов их связывал общий ребенок. Но постепенно он стал более пристально следить за ее похождениями. Оказалось, что Кристина продолжала встречаться со своим студенческим другом Климом Корневым. Корнев — успешный банкир, который долго был безнадежно влюблен в эту роковую женщину, даже несмотря на то, что она вышла замуж. И первая версия Александра сводилась к тому, что она ушла из семьи именно к этому человеку.

Справедливости ради следует уточнить, что Александр тоже не ограничивал себя в удовольствиях, позволяя себе увлекаться другими женщинами. Мне вспоминается его монолог в моем кабинете: — «Я точно знаю, что походы на лево допустимы в браке, главное возвращаться в семью. Я не возражаю, если моя жена с кем-то переспит, главное чтобы она сохраняла семью….». В каком-то смысле Кристина и Александр стоили друг друга, а «умная теория» Александра по сохранению семьи, как мы видим, не сработала.

С расторжением брака эта история на некоторое время приостановилась. Мой доверитель решил не форсировать события по разделу совместного имущества, возможно все еще надеясь на то, что жена вернется.

Через какое-то время Кристина начала сама подавать судебные иски о разделе имущества, желая, по-видимому, поставить в отношениях с моим клиентом точку. Мы были готовы к такому развитию событий и отреагировали встречными исками с требованием разделить и то имущество, которое Кристина приобрела на свое имя вышеописанным способом. Мы требовали наложить арест на ее активы, которых оказалось не мало, и включить их в общую массу имущества, подлежащего разделу. Несмотря на то, что некоторые наши исковые требования были скорее проигрышные, тем не менее, наличие хотя бы одного шанса, что суд их удовлетворит, вызывало дополнительное психологическое напряжение наших оппонентов. Что и было нашей целью.

Как-то раз в моей приемной раздался телефонный звонок. Секретарь связалась со мной и сообщила: «С вами хочет поговорить некий Клим Корнев». Я не сразу понял, кто это. Но потом все же вспомнил рассказы Александра.

— Здравствуйте, моя фамилия Корнев, — раздалось в трубке. — Я хотел бы обсудить с вами одно дело, которое вы ведете.

— Мне ваше имя знакомо, — ответил я. — Слушаю вас.

— Вы представляете интересы Александра Пименова. Так получилось, что у нас с ним общий должник. Я тоже понес большие имущественные потери от одной нашей общей знакомой. Так что я хотел бы объединить наши усилия против нее.

Я записал его номер телефона, предупредив, что мне нужно согласовать с Александром возможность нашего сотрудничества. Пименова эта новость повергла в приятный шок:

— Конечно, надо с ним встречаться и разговаривать! — заявил он.

И вот я беседую с Климом. Выясняется, что на протяжении всех лет замужества за Александром, Кристина говорила, что любит Корнева, что пока он был в командировке, она случайно вышла замуж, случайно родила ребенка, но это все пустяки, и что она скоро вернется к нему, и они будут вместе и счастливы. Клим много лет ждал ее. И при этом делал ей очень дорогие подарки, оказывал очень серьезную помощь в становлении личного бизнеса.

Клим рассказал о том, как после развода с Александром в ожидании скорой свадьбы с Кристиной он купил ей роскошный джип BMW X6, как Кристина просила сделать подарок маме. И вот «жених» уже отдает будущей теще ключи от нового «Мерседеса». Клим регулярно бывал в доме ее родителей: потрясающая ситуация, когда замужняя женщина приходит в дом своей матери с любовником, и это никого не смущает. Мир сошел с ума.

Перед новым 2009 годом Клим с Кристиной планируют поездку в Куршавель. Они покупают путевки, а за неделю до отъезда ходят по магазинам, готовясь к путешествию. Кристина покупает себе коллекцию одежды стоимостью полмиллиона рублей. Очень дорогих, красивых и… летних вещей. А еще через пару дней она, рыдая, звонит по телефону Климу: «Прости, но я полюбила другого». И уезжает со своей новой любовью в теплые страны, прихватив с собой красивые вещи, купленные Климом.

В общем, Кристина обобрала обоих, и Александра, и Клима, и каждого — не на один миллион долларов. Ведь Корнев, помимо всего прочего, помог ей стать финансово независимой, организовал ей крупный бизнес, в который инвестировал средства из своей компании.

И каково же было мое удивление, когда я узнал, что Кристина ушла от Александра не к Климу, а от Александра, Клима к третьему мужчине, Гоше. Гоша был врачом и по меркам этих бизнесменов человеком совсем скромного достатка: летом он ездил на зимней резине, потому что не было денег ее заменить. За такого человека Кристина выходит замуж, рожает ему ребенка… Александр и Клим, как мне кажется, никогда не оправятся от этого удара.

В какой-то момент я предложил Александру и Климу встретиться и познакомиться.
Так мы договорились об этой уникальной встрече, которая проходила в моем кабинете. За столом для брифинга встречаются двое мужчин, бывший муж и бывший любовник, которых объединила одна женщина и потери, которые они понесли благодаря ей. Почувствовав, что атмосфера достаточно натянутая я взял инициативу на себя.

— Господа, в нашей встрече нет ничего личного. Давайте вспомним, что у вас есть общий экономический интерес, в рамках которого вы можете быть полезны друг другу, — сказал я. Это было чистой правдой, поскольку Корнев более подробно владел информацией, куда Кристина вкладывала деньги Александра. Забегу вперед. Обмен информацией позволил подать новые исковые заявления о разделе имущества. А то обстоятельство что Клим и Александр стали «союзниками», явилось сильным психологическим ударом для Кристины. Такого поворота событий она ожидать никак не могла!

В общем, первые полчаса в основном говорил я. Но постепенно Александр и Клим начали рассказывать друг другу об удивительных событиях из их жизни и жизни их возлюбленной. Вот тут и разыгрывается сцена, достойная пера драматурга:

— Помню, тем летом Кристина как-то раз поехала к подруге на свадьбу, — говорит Александр.

— Да нет, — уточняет Клим, — это мы с ней ездили в путешествие, а к подруге она так и не попала.

— А потом она вернулась, — продолжает Александр, — и попросила у меня денег на ювелирное украшение Tiffany «Пальмочка».

— Tiffany «Пальмочку» Кристине подарил я, — возражает Клим. — А потом она у меня еще попросила денег на Tiffany «Якорек».

— Tiffany «Якорек» был моим подарком… — медленно произносит Александр.

И в этот момент они вдруг синхронно поднимают руки и хлопают друг другу по ладони. После чего начался типичный разговор двух ветеранов-фронтовиков: «Ты помнишь, как мы на Висле громили танки? А вот такой-то эпизод? А?» Они сидят у меня в кабинете час, два. Я уже не знаю, каким образом закончить эту счастливую встречу. В конце концов, вежливо прошу их оставить меня.

Тогда они идут в ближайший ресторан и сидят там еще три часа, продолжая свой неповторимый разговор двух одураченных влюбленных мужчин. С этого момента, с согласия Александра, Корнев тоже стал моим клиентом.

Нужно сказать несколько слов о Кристине. Я смотрел на Александра и Клима — умных, успешных людей, и никак не мог взять в толк, что она за человек, как она смогла крутить этими двумя сильными мужчинами. Я тут же сделал предположение, что невозможно «зацепить» этих двух ребят, играя некую роль, просто делая вид, что она влюблена. Нет, пришел я к выводу, Кристина искренне проживала несколько жизней одновременно.

Наши судебные тяжбы закончилось в итоге мировыми соглашениями. Это произошло во многом благодаря вступлению в дело вместо предыдущего, агрессивно настроенного адвоката, в интересах Кристины одной очаровательной моей коллеги, умудренной жизненным и профессиональным опытом. Мы с ней быстро нашли общий язык, после чего каждый не без труда убедил своего клиента выкинуть белый флаг и начать договариваться. В итоге дом с землей остались Александру. Взамен он выплатил Кристине денежную компенсацию. Одна квартира отошла Кристине. С Климом получилось сложнее, женщина рыдала и говорила: «Я обманула тебя, прости». А он все-таки продолжает требовать вернуть деньги будучи не в силах простить такой чудовищный обман.

Александр женился на красавице. А Клим, получив психологическую травму, разуверился в женщинах, надеюсь временно, и теперь подозревает каждую: а не хочет ли она заполучить его миллионы, которых у него становится все больше и больше? Кристина, живет счастливой семейной жизнью с Гошей, который, по-видимому, чем-то выгодно отличается от наших героев, несмотря на то, что уступает в денежном достатке.

Не нам оценивать поступки этих молодых людей, Бог им судья. Пожелаем им счастья!

Метки: нет меток
0

Комментарии закрыты.